«Все те эксцентричности, которые я совершаю, — это трагическая повседневность моей жизни…»
Сальвадор Дали
- Дата рождения: 11 мая 1904 г.
- Место рождения: Фигерас, Испания
- Дата смерти: 23 января 1989 г.
Сальвадор Дали — самый скандально известный, противоречивый, эксцентричный и невероятно талантливый творец 20-го века.
Детство
Дали родился в Фигерасе, небольшом городке под Барселоной, в благополучной семье среднего класса. Семья сильно страдала до рождения художника, так как их первый сын (также названный Сальвадором) умер, не дожив до двух лет .
Сальвадор Дали в детстве, 1905 г.
Спустя почти год после смерти брата на свет появился тот самый в будущем гениальный Дали. Молодому художнику часто говорили, что он является реинкарнацией своего умершего брата — идея, которая, несомненно, посеяла различные мысли во впечатлительном ребенке.
Его яркая личность расцвела рано вместе с интересом к искусству. Утверждают, что временами у него случались истерические, полные ярости вспышки гнева по отношению к своей семье и товарищам по играм.
С самого раннего возраста Дали находил вдохновение в каталонских окрестностях, где прошло его детство. Многие из этих пейзажей стали повторяющимися мотивами в его поздних ключевых картинах. Его отец-адвокат и мать в значительной степени способствовали развитию его раннего интереса к искусству.
Первые уроки рисования он получил в 10 лет, а в конце подросткового возраста был зачислен в Мадридскую школу изящных искусств, где экспериментировал со стилями импрессионизма и пуантилизма.
Когда ему было всего 17 лет, Дали потерял мать из-за рака груди, что, по его словам, было
«самым большим ударом, который я пережил в своей жизни».
Когда ему было 19 лет, его отец устроил персональную выставку технически изысканных угольных рисунков молодого художника в семейном доме.
Раннее обучение
В 1922 году Дали поступил в Специальную школу живописи, скульптуры и гравюры Сан-Фернандо в Мадриде. Там Дали окончально сформировался как эпатажная и провокационная личность. Его эксцентричность принесла ему славу раньше, чем его творчество.
Он носил длинные волосы и одевался в стиле английских эстетов XIX века, в брюках длиной до колена, которые принесли ему титул денди. В художественном плане он экспериментировал со многими различными стилями того времени, пробуя все, что вызывало у него жадное любопытство.
Он сблизился с группой ведущих деятелей искусства, в которую входили режиссер Луис Бунюэль и поэт Федерико Гарсия Лорка. Сама резиденция была очень прогрессивной и познакомила Дали с самыми важными умами того времени, такими как Ле Корбюзье, Эйнштейн, Колдер и Стравинский.
Однако, в конечном итоге Дали был исключен из академии в 1926 году за оскорбление одного из своих профессоров во время последнего экзамена перед выпуском.
После отчисления из академии Дали несколько месяцев бездействовал. Затем он совершил судьбоносную поездку в Париж. Он посетил Пабло Пикассо в его студии и нашел вдохновение в том, что делали кубисты. Его очень заинтересовали попытки показать объекты с разных ракурсов одновременно.
Сальвадор Дали и Пабло Пикассо
Он также начал изучать психоаналитические концепции Фрейда и метафизических художников, таких как Джорджо де Кирико и сюрреалистов, таких как Жоан Миро и, соответственно, начал использовать психоаналитические методы работы с подсознанием для создания образов.
Портрет Зигмунда Фрейда
В течение следующего года Дали изучал эти концепции, одновременно работая над поиском средств, позволяющих кардинально переосмыслить реальность и изменить восприятие. Его первой серьезной работой в этом стиле стала картина «Аппарат и рука» (1927), содержащая символические образы и мечтательные пейзажи, которые стали неповторимым почерком живописи Дали.
«Аппарат и рука», 1927 г.
Зрелый период
В 1928 году Дали в сотрудничестве с режиссером Луисом Бунюэлем снял фильм «Андалузский пес» («Un Chien Andalou») — кинематографическую медитацию о навязчивых идеях и иррациональных образах. Тематика фильма была настолько сексуально и политически шокирующей, что Дали стал печально известен, вызвав немалый переполох среди парижских сюрреалистов.
«Андалузский пес» (1929) — легендарный франко-испанский немой сюрреалистический короткометражный фильм Луиса Бунюэля и Сальвадора Дали
Сюрреалисты рассматривали возможность привлечения Дали в свой круг и в 1929 году отправили Поля Элюара и его жену Галу, а также Рене Магритта и его жену Жоржетту навестить Дали в Кадакесе. Это был первый раз, когда Дали и Гала встретились, и вскоре после этого у них начался роман, который в итоге привел к ее разводу с Элюаром.
«Гала — единственная моя муза, мой гений и моя жизнь, без Гала я никто.»
Сальвадор Дали
Гала в парижской квартире Дали, ок. 1932 г.
Гала, родившаяся в России как Елена Дмитриевна Дьяконова, стала музой Дали на всю жизнь, постоянной и самой важной, а также его будущей женой, его самой большой страстью и его бизнес-менеджером. Вскоре после этой первой встречи Дали переехал в Париж и был приглашен Андре Бретоном присоединиться к сюрреалистам.
Группа сюрреалистов в Париже
Дали приписывал Бретону теорию автоматизма, согласно которой художник подавляет сознательный контроль над творческим процессом, позволяя бессознательному разуму и интуиции руководить работой.
Однако в начале 1930-х годов Дали продвинул эту концепцию на шаг вперед, создав свой собственный параноидально-критический метод, в котором художник мог обращаться к своему подсознанию через систематическое иррациональное мышление и самоиндуцированное параноидальное состояние.
Выйдя из параноидального состояния, Дали создавал «раскрашенные вручную фотографии снов» на основе того, чему он был свидетелем. Часто кульминацией становились работы, состоящие из совершенно несвязанных, но реалистично нарисованных объектов (которые иногда усиливались с помощью техники оптических иллюзий).
Он верил, что зрители найдут интуитивную связь с его работами, потому что язык подсознания универсален, и что «он говорит на языке великих жизненных констант, сексуального инстинкта, чувства смерти, физического представления о загадочности пространства — эти жизненные константы находят отклик в каждом человеке».
Он будет использовать этот метод всю свою жизнь, который отчетливо просматривается в его наиболее известных картинах — «Постоянство памяти» (1931) и «Мягкая конструкция с вареными бобами (предчувствие гражданской войны)» (1936).
В течение следующих нескольких лет картины Дали были яркими иллюстрациями его теорий о психологическом состоянии паранойи и ее важности как предмета изображения. Он рисовал тела, кости и символические объекты, которые отражали сексуализированные страхи перед фигурой отца и импотенцией, а также символы, отсылающие к тревоге по поводу течения времени. Многие из самых известных картин Дали относятся именно к этому периоду творчества.
Сальвадор Дали в своей мастерской
В то время, когда его карьера была на подъеме, личная жизнь Дали претерпевала изменения. Хотя он был вдохновлен и очарован Галой, его отец не был в восторге от этих отношений с женщиной, которая была старше его сына на десять лет.
Его ранняя поддержка художественного развития сына ослабевала по мере того, как Дали все больше двигался в сторону авангарда. Последней каплей стал случай, когда Дали процитировали в одной из барселонских газет, сказав: «Иногда я плюю ради забавы на портрет моей матери». В конце 1929 года старший Дали изгнал сына из семейного дома.
Дали и Ман Рэй в Париже. Фотография Карла ван Вехтена (1934)
Тема войны была в центре сюрреалистических дебатов, и в 1934 году Бретон исключил Дали из группы сюрреалистов из-за их разных взглядов на коммунизм, фашизм и генерала Франко. В ответ на это исключение Дали произнес свою знаменитую фразу:
«Сюрреализм — это я!»
В течение многих лет Бретон и некоторые члены сюрреалистов были в напряженных отношениях с Дали, иногда почитая художника, а иногда отстраняясь от него. Однако другие художники, связанные с сюрреализмом, подружились с Дали и продолжали поддерживать с ним близкие отношения на протяжении многих лет.
В последующие годы Дали много путешествовал и практиковал более традиционные стили живописи, опираясь на свою любовь к таким каноническим художникам, как Гюстав Курбе и Ян Вермеер, хотя его эмоционально насыщенные темы и сюжеты оставались такими же странными, как и прежде.
Его слава стала настолько широкой, что он был востребован у самых богатых и известных людей. В 1938 году Коко Шанель пригласила Дали в свой дом «La Pausa» на французской Ривьере, где он много рисовал, создавая работы, которые позже выставлялись в галерее Жюльена Леви в Нью-Йорке.
Но, несомненно, настоящий волшебный момент для Дали наступил в том же году, когда он встретил своего героя Зигмунда Фрейда. Дали написал его портрет и был взволнован, узнав, что Фрейд сказал:
«До сих пор меня заставляли считать совершенно безумными сюрреалистов, которые, как мне кажется, приняли меня в покровители. Этот молодой испанец с его откровенным, фанатичным взглядом и несомненным техническим мастерством заставил меня изменить свое мнение».
Примерно в это время Дали также встретил крупного покровителя, богатого британского поэта сэра Эдварда Джеймса. Джеймс не только покупал работы Дали, но и поддерживал его финансово в течение двух лет, а также сотрудничал с ним при создании некоторых из самых известных работ Дали, включая «Телефон-омар» (1936) и «Диван с губами Мэй Уэст» (1937), которые украсили дом Джеймса в Сассексе, Англия.
Дали и Гала в Соединенных Штатах
Дали был представлен в Соединенных Штатах еще до своего первого визита в эту страну. В 1934 году арт-дилер Жюльен Леви организовал в Нью-Йорке выставку работ Дали. Выставка была принята невероятно хорошо, превратив Дали в сенсацию.
Сальвадор Дали в Нью-Йорке
Впервые он посетил США в середине 1930-х годов. И он продолжал будоражить общественность, куда бы он ни приехал, часто устраивая нарочитые публичные выступления и взаимодействия, которые, по сути, были ранними примерами его любви к перформансу.
В одном из таких случаев он и Гала отправились на бал-маскарад в Нью-Йорке в костюмах ребенка Линденберга и его похитителя. Это вызвало такой скандал, что Дали фактически пришлось извиниться в прессе. Это вызвало некоторое презрение со стороны сюрреалистов в Париже.
Во время пребывания в Нью-Йорке Дали участвовал и в других мероприятиях сюрреалистов. Он был представлен на первой выставке «Фантастическое искусство, дадаизм, сюрреализм» в Музее современного искусства. Он также устроил скандал на показе сюрреалистических фильмов Джозефа Корнелла, когда опрокинул проектор, знаменито распаляясь:
«Моя идея фильма — именно такая, и я собирался предложить ее тому, кто заплатит за ее создание. Я не записал ее и никому не сказал, но он как будто украл ее».
У всегда эксцентричного Дали даже был домашний оцелот по кличке Бабу.
Сальвадор Дали и ее оцелот Бабу
Дали и Гала вновь вернулись в Соединенные Штаты в 1940 году. Они оставались там в течение восьми лет, деля время между Нью-Йорком и Калифорнией.
В этот период Дали стал очень продуктивным, расширив свою практику за пределы изобразительного искусства и включив в нее широкий спектр других творческих изысканий. Он создавал ювелирные украшения, одежду, мебель, декорации для спектаклей и балетов и даже витрины для розничных магазинов.
Дали и Гала хотели стать звездами и заработать большую сумму денег, поэтому местом обитания этой пары стал Голливуд. Они не преуспели в своем стремлении к кинематографической славе, но знаменитый режиссер Альфред Хичкок попросил Дали создать последовательность снов в его триллере «Завороженный» (1945).
«Я сейчас нахожусь в Голливуде, где работаю с тремя американскими сюрреалистами: Харпо Марксом, Диснеем и Сесилем де Миллем. Думаю, что я заразил их своим энтузиазмом, и надеюсь, что сюрреализм здесь найдет свое конкретное воплощение».
Из письма Сальвадора Дали Андре Бретону
Уолт Дисней сотрудничал с Дали для создания анимационного мультфильма «Дестино», но проект был приостановлен из-за финансовых трудностей после Второй мировой войны и фактически завершен лишь много позже (2003 год).
Возвращение в Порт-Льигат
После изгнания из семейного дома в 1929 году Дали приобрел небольшой домик на берегу моря в близлежащей рыбацкой деревушке Порт-Льигат. Со временем он скупил все дома вокруг, превратив свою собственность в грандиозную виллу. Гала и Дали вернулись в Порт-Льигат в 1948 году, сделав его своим домом на следующие три десятилетия.
Дом Дали стал сюрреалистическим музеем с множеством секретов и сюрпризов
Искусство Дали продолжало развиваться. Помимо изучения различных художественных средств, Дали также начал использовать в своих работах оптические иллюзии, негативное пространство, визуальные каламбуры и тромплей («обманчивую видимость»).
Начиная с 1948 года он создавал примерно одну монументальную картину в год — свои «шедевры Дали», которые были длиной не менее пяти футов в одном или обоих направлениях и творчески занимали Дали не менее года.
В его студии в полу даже было сделано специальное подобие люка, которое позволяло поднимать и опускать огромные полотна по мере работы над ними. В период с 1948 по 1970 год он написал не менее 18 таких работ.
Сальвадор Дали пишет картину «Галатея со сферами» в своей студии в Порт-Льигате, 1952 г.
Наряду с другими творческими увлечениями Дали также эксперементировал и с фотографией. Для содания это знаменитой фотографии «Dalí Atomicus» (1948) он работал сообща с фотографом Филиппом Хальсманом.
Фотография «Dalí Atomicus» , 1948 г.
В 1940х и 1950х фокус в работах Дали приходится на религиозные темы, отражающие его непреодолимый интерес к сверхъестественному.
Он утверждал:
«Я — плотоядная рыба, плавающая в двух водах — холодной воде искусства и горячей воде науки».
Он стремился изобразить пространство как субъективную реальность. Он продолжал использовать свой «параноидально-критический» метод, который предполагал долгие, напряженные часы работы в студии и выражение своих мечтаний непосредственно на холсте в маниакальных порывах энергии.
Дали стал настоящим затворником, работая в своей студии над картинами. Тем не менее, он продолжал устраивать трюки, или то, что он называл «манифестациями», которые были такими же возмутительными, как и раньше.
Созданные для того, чтобы провоцировать, эти перформансы напоминали публике о том, что внутренняя сила Дали жива и здорова. В одном из них Дали пил из лебединого яйца, в то время как муравьи вылезали из его скорлупы; в другом он разъезжал в машине, заполненной до крыши цветной капустой.
Комикс на Дали, разъезжающего на роллс-ройсе, наполненном цветной капустой
Когда в 1962 году была опубликована его книга «Мир Сальвадора Дали», он раздавал автографы в книжном магазине на Манхэттене, будучи подключенным к монитору, регистрирующему его кровяное давление и мозговые волны. Покупатели уходили с подписанным экземпляром и распечаткой показателей Дали.
Он также снялся в нескольких рекламных роликах для телевидения и других средств массовой информации для таких компаний, как Lanvin Chocolates, Alka-Seltzer и Braniff Airlines — его влияние распространялось все дальше.
Сальвадор Дали в рекламе Алкозельцер
В 1960-х годах, когда Дали приезжал в Нью-Йорк, он всегда останавливался в отеле St. Regis на 5-й авеню. Он сделал бар отеля практически своей гостиной, где во время его пребывания в отеле устраивались вечеринки.
В то время у Дали была целая свита странных и харизматичных персонажей, с которыми он проводил время. Энди Уорхол, еще один эксцентричный коллекционер крайне чудоковатых людей, также проводил время с Дали в «Сент-Реджис».
Согласно одной легендарной истории, Уорхол принес в подарок Дали шелкографию, но пожилой художник бросил ее на пол в отеле и принялся мочиться на нее. Вместо того чтобы обидеться, Уорхол якобы пришел в восторг от этого эпизода.
Поздний период и смерть
Последние два десятилетия жизни Дали были самыми трудными и психологически тяжелыми. В 1968 году он купил для Галы замок в Пуболе, а в 1971 году она начала жить там по несколько недель в одиночку, запрещая Дали приезжать туда без ее разрешения. Ее уединение вызвало у Дали страх быть покинутым и привело его к депрессии.
Гала нанесла Дали необратимый ущерб после того, как стало известно, что, будучи в преклонном возрасте, она испортила его здоровье, пичкая его лекарствами, не назначенными врачом. Физический ущерб, который Гала нанесла Дали, препятствовал его способности к творчеству до самой смерти.
После ее смерти в 1982 году Дали пережил очередной приступ депрессии и, как полагают, пытался покончить жизнь самоубийством. Позже он переехал в замок в Пуболе, где жила Гала.
Одним из самых важных достижений Дали в это тяжелое время было создание театра-музея Дали в Фигерасе. Вместо того чтобы передать в дар городу одно произведение, Дали сказал:
«Где, если не в моем родном городе, должно сохраниться самое экстравагантное и солидное из моих произведений, где, если не здесь? Муниципальный театр, или то, что от него осталось, показался мне очень подходящим».
В ходе подготовки к открытию музея в 1974 году Дали неустанно работал над дизайном здания и формированием постоянной коллекции, которая станет его наследием.
23 января 1989 года Дали умер от сердечной недостаточности, слушая свою любимую пластинку «Тристан и Изольда». Он похоронен под музеем, который он построил в Фигерасе. Его последнее пристанище находится в трех кварталах от дома, в котором он родился, и через дорогу от церкви Сант-Пере, где он был крещен и принял первое причастие.
Наследие Сальвадора Дали
Дали олицетворял идею о том, что жизнь — это величайшая форма искусства. Он творил с такой неутомимой страстью, чистотой миссии и неуклонной приверженностью к изучению и совершенствованию своих различных навыков и интересов, что невозможно игнорировать его новаторское влияние на мир искусства.
Да, я действительно считаю себя спасителем современного искусства, ибо я один способен возвысить, объединить и с царственной пышностью и красотою примирить с разумом все революционные эксперименты современности, следуя великой классической традиции реализма и мистицизма, этой высочайшей и почетнейшей миссии, выпавшей на долю Испании.
«Дневник одного гения», Сальвадор Дали
Его стремление постоянно и безоговорочно приводить внутреннее к внешнему привело к созданию работ, которые не только развили концепции сюрреализма и психоанализа, но и позволили людям принять себя в полной мере, во всей своей красе, со всеми своими недостатками.
Показав нам визуальные образы своих снов и внутреннего мира, обнаженные с помощью изысканных рисунков и мастерской техники живописи, Дали открыл царство возможностей для художников, стремящихся привнести нечто личное, таинственное и эмоциональное в свои работы. Работы, созданные Дали, развили концепции не только сюрреализма, но и психоанализа.
В послевоенном Нью-Йорке эти концепции были подхвачены и преобразованы абстрактными экспрессионистами, которые использовали сюрреалистические техники автоматизма, чтобы выразить подсознательное через искусство, только теперь с помощью цвета.
Подход Дали к скульптуре, сопоставление предметов встрянул творческую среду, открыв дверь для великих художников-ассемблеистов, таких как Джозеф Корнелл.
Сегодня мы все еще можем видеть влияние Дали на художников, пишущих в стиле сюрреализма, а также других художников в сфере современного цифрового искусства и иллюстрации.
Физический образ Дали в мире, такой эксцентричный и загадочный, позволил другим художникам позиционировать себя как бренд. Он показал, что не существует разделения между Дали-человеком и Дали-работой. Использование авангардного кинематографа, провокационных публичных выступлений и случайных, стратегических взаимодействий оживиляло его работы, которые отличались от обычных картин.
Работы Дали созданы, чтобы «уколоть» зрителя проявлением его воображения, вызвать реакцию. Позже это можно было наблюдать у таких художников, как Йоко Оно. Сегодня с появлением социальных сетей от художников ожидают, что они будут столь же интересны, как и их работы.
Дали также стал инициатором идеи о том, что искусство, художник и его художественные способности могут стать жизнеспособным товаром. Его труды в самых разных областях — от изобразительного искусства до моды, ювелирного дела, розничной торговли и театрального дизайна — позволили ему стать не только творцом, но и успешным бизнесменом.
Рука Дали коснулась такого разнообразия продуктов и мест, что буквально любой человек в мире мог стать обладателем его частички. Сегодня эта практика настолько распространена, что мы видим таких великих архитекторов, как Фрэнк Гери, создающих специальные кольца и ожерелья для Tiffany, или таких новаторов, как Джон Балдессари, который наносит свои изображения на скейтборды.
Известные работы Сальвадора Дали
Расскажите в комментариях известны ли вам какие-либо другие интересные факты из жизни гениального Сальвадора Дали?