«Весна» («Примавера») Сандро Боттичелли — загадочная картина как в отношении ее истории, так и ее интерпретации.
Она изысканная и самобытная, но о ней очень сложно что-то говорить наверняка, так как искусствоведы до сих пор не сходятся в некоторых своих мнениях.
Тем не менее предлагаем изучить некоторые интересные факты об этой картине, наполненной философским смыслом, а также ее скрытые символы и аллегории.
Без подписи, даты и названия
Подарок на свадьбу
Дом Медичи был очень влиятельной и богатой итальянской семьей, которая заказывала многочисленные произведения искусства.
Источником вдохновения для создания картины послужила античная поэзия, например, поэма Лукреция «О природе вещей» и поэма Овидия «Фасты».
Сложная и продуманная композиция
Глядя на картину, мы видим несколько мужских и женских фигур в треугольной композиции, начиная с женщины в центре. А также горизонтальное расположение фигур, которые уравновешены вертикальными линиями. Получилась довольно сбалансированная композиция.
Живописец намеренно уходит от перспективы, так как стремится к эмоциональной и художественной выразительности, стремится передать мистический смысл всего сюжета, а не изобразить реальный мир.
Разнообразие цветов
Апельсин — символ семьи Медичи
Кто все эти люди
Венера
В центре композиции Венера, римская богиня любви и плодородия. Прослеживается ее сходство с Мадонной и главный посыл художника: внешняя красота не противоречит духовной, потому как она является зеркалом красоты внутренней.
Венера недаром изображена по центру: она объединяет две половины полотна. Правая символизирует земные ценности и плотскую любовь, а левая — непорочную любовь и моральные ценности. Ее рука поднята, так она благословляет все происходящее на картине.
Три грации
Изображение трех граций дает Боттичелли возможность продемонстрировать свое умение писать различные позы и стороны человеческого тела.
Меркурий
В Древнем Риме ему был посвящен месяц май, а свадьба как раз планировалась на этот месяц.
Зефир и Хлорис
А на крайней правой стороне изображены синюшного оттенка Зефир и нимфа Хлорис («зеленая»).
Зефир, весенний, но немного «мрачный» западный ветер, хочет завладеть нимфой Хлорис. Ему это удается, и он насильно делает ее своей женой, что приводит к ее трансформации.
Цветы вырываются изо рта Хлорис, когда она превращается во Флору, богиню весны и цветов. Так художник изображает аллегорию весны.
Когда она говорит, ее губы дышат весенними розами: «Я была Хлорис, а теперь зовусь Флорой». (Овидий)
Флора
Платье Флоры украшено великолепным цветочным узором, к которому не раз обращался знаменитый модельер Валентино.
Заключение
Существует множество интерпретаций этой картины. Согласно одной из них перед нами изображено «развитие» любви: ее путь от физической к духовной, от плотской и страстной любви Зефира и Хлориды к возвышенной любви хариты и Меркурия. А Венера — высшая форма любви, любви к Богу.
Внимание к деталям, изящные и невесомые фигуры и поэтический характер сюжета в целом делает эту картину неоспоримым шедевром.
В настоящее время она является главной достопримечательностью Флоренции, ее бесценным художественным достоянием. Фигуры на картине выполнены в натуральную величину, поскольку размер картины превышает 2 на 3 метра.